Rss
Текст
ВАЖНО!
"5 февраля 2012 г., 9:30
Гальчинский: Капитализм изживает себя, как в свое время феодализм


"7 февраля 2012 г., 6:24
Европа - земля стачек


"9 февраля 2012 г., 12:17
Горбачев: Путин исчерпал себя


"31 января 2012 г., 7:00
В Евросоюзе грядет капитальный ремонт


"29 января 2012 г., 15:00
Скандальная экономия по-итальянски


"27 января 2012 г., 13:16
Экономика по-давосски. Противостояние оптимизма и пессимизма


"30 января 2012 г., 13:25
Давос-2012: До шага в пропасть – миллиметр


"30 января 2012 г., 10:48
Давос-2012: Итоги форума


"29 января 2012 г., 18:44
Как Янукович ликвидирует Фирташа и к чему это приведет


"18 января 2012 г., 11:19
WikiLeaks: Ющенко рассказывал о причастности Путина к RosUkrEnergo


"2 декабря, суббота, 2011 20:27
Можно ли доверять евро?


"2 декабря, суббота, 2011 12:27
Экс-председатель Еврокомиссии: Проект еврозоны изначально был ущербным


"15 ноября, вторник, 2011 3:57
Евросоюз: поворот к реализму


"19 ноября, суббота, 2011 0:18
Москва возрождает Союз


"19 ноября, суббота, 2011 12:21
Участники движения "Оккупируй" заняли здание банка в Лондоне


"17 октября, понедельник, 2011 17:04
Участники "Захвати Уолл-Стрит" получили $300 тыс пожертований"


"18 октября, вторник, 2011 14:30
Финансовый кризис приведет к мировой войне?


"16 октября, воскресенье, 2011 8:13
Очередная акция протестов на Уолл-Стрит закончилась арестами


"17 октября, понедельник, 2011 14:34
Акция "Захвати Уолл-стрит” набирает обороты


"18 октября, вторник, 2011 7:24
Стихийный бунт или постиндустриальная революция?


"18 октября, вторник, 2011 0:36
Как оккупировать Уолл-Стрит


"18 октября, вторник, 2011 17:24
Медведев советует ЕС беспокоиться о стабильности, а не о транзите газа


"14 октября, пятница, 2011 16:00
Кучма:"За порушення, за якими Тимошенко дали сім років, можна засудити усіх Президентів"


ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ
Новости Украины
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930


«Если люди выходят на улицу и жалуются на беды - понятно. Однако, это происходит на фоне экономического улучшения, увеличения зарплат и пенсий.»
Л.Кучма
(«Сегодня» №211(1260), 21.09.02)
                             

 
 
Произвол

(по материалам статьи В. Мельничука «Экономический рост и макроэкономические диспропорции: анализ украинской действительности»)

       С утверждением, что валовой внутренний продукт является обобщающим показателем характеризующим экономическую ситуацию в стране, трудно согласится т.к. рост внутреннего валового продукта характеризует собой прежде всего физическую величину роста объёмов производства, а не экономическую эффективность производственной деятельности.
      Целью производства является прибыль, которая, как минимум, должна обеспечить расширенное воспроизводство и решение социально-бытовых проблем общества. Производство ради производства никому не нужно!
      Ну и что с того, что валовой внутренний продукт возрос в реальном исчислении в 2001 году более чем на 9% и за 7 месяцев нынешнего года еще на 4,4%, что инфляция потребительских цен была меньше прогнозируемой, повысилось доверие к гривне со стороны юридических лиц и граждан, увеличились реальные доходы граждан и реальная зарплата работающих, что больше половины произведенной промышленной и значительная часть сельскохозяйственной продукции реализуется на экспорт.
      На мой взгляд, эти, так называемые «крупные успехи» достигнуты за счет дальнейшего развала хозяйственного комплекса Украины и обнищания населения Украины.
     При увеличении объёмов внутреннего валового продукта в 2001 году на 9% реальная заработная плата за этот промежуток выросла на 23% по сравнению с 2000 годом и составила 312 грн.
    «При законодательно установленном уровне в 347 грн. среднемесячная зарплата на Хмельнитчине 210,6 грн. - одна из самых низких в Украине. Средний размер пенсий - неполных 120 грн., помощь малообеспеченным семьям 86 грн. 29 коп. Уровень бедности в области в прошлом году составлял 36% в сравнении со среднеукраинским 28,3%. Примерно такая же картина, кстати, наблюдается на Николаевщине, Луганщине, Буковине...» («Зеркало недели» №27(402) 20.07.02, стр.8 «Арифметика нищеты».) "
     По существовавшей сдельно-премиальной системе оплаты труда на государственных предприятиях при переходе на хозяйственный расчет производственному персоналу выплачивалась премия в размере 20% за выполнение планового уровня производства и по 2% за каждый процент перевыполнения этого уровня, т.е. ориентировочный реальный рост заработной платы должен быть 38%, а среднемесячная зарплата на конец года соответственно на 15% больше и составить не 312 грн., а 358,8 грн.     Учитывая же, что за 7 месяцев нынешнего года ВВП вырос еще на 4,4% - возрасти на 8,8% и достигнуть уровня 375-380 грн. в месяц, превысив законодательно установленный минимальный прожиточный уровень в соответствии с гарантией прав человека, установленного ст.48 Конституции Украины.
    Почему это не произошло? Почему темпы роста валовой продукции значительно превышает темпы роста заработной платы?
«... при запланированном на 2003 год росте валового внутреннего продукта на 4% власть собирается получить реальных доходов на 3% меньше, чем предусмотрено законом на текущий год, что это за экономический рост такой, три котором доходность казны падает? Правда растут другие доходы. Клановые.» («Товарищ» №43(525), 24-30.10.02, стр.1). Это как раз и свидетельствует о более высокой степени эксплуатации правящей верхушкой и олигархами народа Украины, не обеспечивая ему даже минимального прожиточного уровня, так как «... в то время как планируется отмена почти всех еще оставшихся налоговых льгот для населения, сохраняются и даже увеличиваются налоговые льготы для целых отраслей и отдельных предприятий, контролируемых группой сросшихся с властью олигархов» (Там же). Разве это волнует гаранта?
    Нужно иметь элементарное понятие в экономике, чтобы сообразить - если масса товаров на внутреннем рынке начинает превышать массу денег то непременно будет падать спрос и уменьшатся товарооборот, а следовательно снижаться и уровень инфляции. На некоторые виды товаров вообще может быть деинфляция, что мы и имели в 2002 году.
Это не стабилизация - у людей просто нет денег, нет средств к существованию и, конечно же, это горе народа.
    О каком «повышении доверия к гривне со стороны юридических лиц и граждан» может идти речь, если:
«... уровень ВВП бывших соцстран в 2000 году на 6% превысил уровень ВВП 1990 года. В странах бывшего СССР, наоборот, было зафиксировано падение: в 2000 году он составил лишь 63% уровня 1990 года. В наихудшем положении оказалась экономика Грузии и Молдовы (соответственно ВВП составил 29% и 35% уровня 1990 года)... Для сравнения: Россия - 64%, Украина - 43%.» («Вечерние Вести» №149(845) 26.09.02, стр.3, «Украине и России указали их место. Во второй сотне.»)
     При отсутствии спроса на внутреннем рынке производственные мощности, способные производить в 2,5 раза больше продукции, используются крайне не эффективно, поставляя продукцию только на экспорт.
     Рапорт типа: «Высокой была внешнеэкономическая активность субъектов хозяйствования: больше половины произведенной промышленной и значительная часть сельскохозяйственной продукции имели экспортное назначение. Увеличился внешнеторговый оборот страны, сократился общий объём государственного долга.» не имеет никакого экономического обоснования, так как «... мало кто знает, что превышение экспорта над импортом нашему государству ... приносит материальные убытки.»
    «За восемь месяцев из уплаченных 6,9 млрд. эндээсных поступлений 2,3 млрд. были возвращены на возмещение расходов предприятиям-экспортерам. А общая задолженность бюджета перед ними превысила оставшуюся сумму и составляет 5 млрд. грн. Если даже не учитывать, что значительная часть контрактов была заключена с оффшорными компаниями и выручка от этих сделок не будет возвращаться в Украину, то впору вспомнить забытую украинскую пословицу: «Досить, батьку, торгувати. бо нічим здачу вже давати.»» («Зеркало недели» №44(368) 10.11.01)
     Итак, реализуя по мировым ценам на внешнем рынке продукцию, произведенную за счет заработной платы, находящуюся на 180 месте в мире, практически без затрат на амортизацию (износ основных фондов большинства предприятий приблизился к 100%) и за счет бесплатного сырья, существующий режим способствует утечке финансовых средств за рубеж, о чем свидетельствуют лукавые цифры:
1.    «Госбюджет - 01 по доходам фактически не выполнен на 8,6 млрд. грн. или 20,6%.»
«Доходы государственного бюджета за шесть месяцев текущего года составили 44,4% годового объёма при росте ВВП за этот же промежуток на 4,4%, а долги государства за невозвращенные суммы НДС достигли уже 6,1 млрд. грн.»
«Экономический -рост 2001-2002 годов привел к ухудшению состояния государственных финансов что противоречит экономической логике. Это явление свидетельствует о глубоких проблемах в украинской экономике.»
2.     Несмотря на то, что ВВП растет, количество убыточных предприятий увеличивается: 42,5% в 2001 году против 38,5% в 2000, а сумма доходов, полученных субъектами хозяйствования в 2001 году уменьшилась по сравнению с 2000 годом на 1 млрд. 400 млн. грн.
     По результатам экономической деятельности в январе-мае 2002 года убыточными оказались уже 44% предприятий, понесшие 8,7 млрд. грн. убытков, в это время прибыль прибыльных предприятий уменьшилась более чем на 3 млрд.
3.     «В 2001 году реальная заработная плата не достигла прожиточного уровня, а средний уровень всех денежных доходов в расчете на 1 члена семьи составил всего 183 грн. в месяц.
Задолженность по заработной плате и по остальным платежам на конец 2001 года составили 3,7 млрд. грн., а за 6 месяцев текущего года увеличилась еще на 2,5%»
4.     За 2001 год было начислено 37,2 млрд. грн. налога на добавленную стоимость. Но в госбюджет поступило меньше 10,4 млрд. или 27,8% этой суммы, причем из этой суммы необходимо было 5,6 млрд. грн. вернуть плательщикам НДС.
Таким образом в бюджете должно было остаться всего 4,8 млрд. грн., т.е. всего 12,7% от суммы налога на добавленную стоимость, начисленную по результатам года.
Законом «О налоге на добавленную стоимость» установлена его базовая ставка на уровне 20%, а фактически реальная ставка составляет 2%, тогда зачем покупатели товаров и услуг выкладывают не 2 а все 20%?
Общая сумма реальных долгов ГНА перед плательщиками составляет 7,6 млрд. гривень!
5.     В 2001 году общий фонд не получил 4,8 млрд. грн. или 14,4% установленных законом доходов. А в специальный поступило средств на 20,1% больше чем предусмотрено законодательством.
6.     Законом на 2001 год бюджет предполагался бездефицитным, реальный дефицит составил 9,5 млрд. грн.
Аналогичная ситуация в этом году.
Что происходит? Что за бестолковщина? Почему все, кроме Кучмы, не видят стабилизации и экономического роста?
В.Мельничук это квалифицирует как «Экономический абсурд? Нет. Реальность, несовместимая со здравым смыслом. А на научном языке -диспропорция, нарушение реальных соотношений экономического развития.»
     Чем это вызвано?
     На мой взгляд, все экономические преобразования у нас закончились в 1994 году, когда Кучма был избран Президентом Украины. Мы откатились в доперестроечный период средины 80-х годов, когда даже ЦК КПСС и Правительство СССР, поняв пагубность централизированного управления экономикой, инициировало принятие Закона «О предприятии в СССР», предоставив значительные экономические права всем субъектам хозяйствования, а самое главное, категорически запретившим вмешиваться в деятельность предприятий всем вышестоящим органам.
      Став Премьер-Министром Украины и получив чрезвычайные полномочия от Верховного Совета Украины, Кучма вопреки принятой Концепции и Программы перехода экономики Украины на рыночные рельсы стал строить свою вертикаль управления, игнорируя принятый курс экономических преобразований. При обсуждении результатов «специального управления» депутаты не продлили срок этих чрезвычайных полномочий Кучме и не согласилось с предложением подчинения Кабинета Министров Президенту Украины.
«... Після цього Прем'єр виклав свое бачення необхідних повноважень уряду. По-перше, це створення єдиної цілосної вертикалі виконавчої влади з підпорядкуванням місцевих держадміністрацій Кабміну. По-друге, надання урядові права оперативно приймати Декрети для термінового регулювання соціально-економічних процісів. По-третє, підпорядкувати урядові Нацбанк. По-четверте, надати право Прем'єрові призначати і звільняти керівників міністерств і відомств, окрім тих, що виділені в Конституції, створювати і розформовувати ланки виконавчої влади. А закінчив Л.Кучиа свій виступ словами:"3аконодавчу владу - Президенту, виконавчу - Прем'єр-міністру, Конституцію - Верховній Раді."»
„... А щоб разом із прем'єром відправити у відставку і його уряд, парламенту довелося вносити до порядку денного питання про Довіру чи недовіру складу Кабміну. Отож було вирішено й долю „команды Кучми". Урядування кабінету Л.Кучми запам'яталося декретами, що спотворили законодавче поле України, трастовими махінаціями, більш як 10-ти тисячною інфляцією, постійними проханнями прем'єра надати йому додаткових повноважень..."(.Толос України" 19.10.02 №193 (2944), стр.5)
Время подтвердило справедливую и правильную оценку деятельности Кучмы в должности Премьер Министра данную Верховным    Советом Украины первого, действительно демократического созыва, а также показало результат к чему такая деятельность может привести.
      Что же мы имеем сегодня, через 11 лет получения Независимости?
«... члены нашего Правительства всё время пытаются, образно говоря, схватиться за руль и управлять автомобилем. Вместо того чтобы выстраивать системную программ)' деятельности. Это касается всего Правительства, потому что в каждой отрасли, будь то металлургия или сельское хозяйство, совершенно четко просматривается желание руководить конкретными субъектами хозяйствования. При этом абсолютно игнорируется Закон «О предприятии», а ведь никто не давал никакого права его нарушать и вмешиваться во внутреннюю деятельность предприятий.»
«... будем требовать от Кабинета Министров отказаться от «ручного» управления и, так сказать, местечкового принципа руководства экономикой государства.» («Зеркало недели» №35(410), 14.09.02 стр.9)
      Почти 20 лет назад общество пришло к выводу, что основным тормозом экономического развития, является чрезмерная централизация управления хозяйственным комплексом и приняло ряд мер устраняющих этот фактор, но к сожалению «воз и ныне там»! Мне этот период напоминает период застоя во времена Брежнева.
««Ручное» управление правительства предприятиями оборачиваюсь для последних всегда экономическими убытками.»
«... то есть, «родина в опасности» был как минимум три раза в году: отопительный сезон, посевная и уборочные компании. В эти три периода «ручное» управление доходило до такой степени, что, например, в отопительный сезон мы отгружали по 500 тыс. тн. мазута генерирующим компаниям. И все это - согласно постановлений правительства! За те поставки энергетики с компанией до сих пор полностью не рассчитались. По моим подсчетам, убытки «Укртатнафты» от всех этих «ручных» управлений превышают 60 млн. долл.! И это только за счет энергетики.»
«... при возросших в определений период поставках нефти экономические показатели компаний ухудшились...»
«... Создаются какие-то структуры, нефтепродукты отгружаются без предоплаты.» («Зеркало недели» №35(410), 14.09.02)
      О каких реформах в экономике в этом случае можно вести речь? К чему приводит «ручное», безответственное правление режима можно узнать из публикации Аллы Ковтун «Луковые цифры» («Зеркало недели» №44(368), 10.11.01)
«... кому-то в ближайшее время НДС придется заняться всерьез. Денег на возмещение этого налога в бюджете просто нет - шахтером, врачам и педагогам не хватает, ... в ближайшее время объёмы возмещения НДС могут превысить объёмы поступлений.»
«... Согласно статистике, наши предприятия заработали 14,6 млрд. грн. прибыли. Однако прибыль, отраженная в финансовой отчетности и прибыль, подлежащая налогообложению, зачастую (как говорят в Одессе) - две большие разницы...»
«... объём налогообложений прибыли сознательно уменьшают даже те предприятия, которые находятся в условиях экономических экспериментов и соответственно пользуются существенными льготами по налогу на прибыль.»
«... улучшение финансовых результатов предприятий произошло после того, как в соответствии с законом «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетом и государственными целевыми фондами» было списано в общей сложности 14,0 млрд. грн. бюджетной задолженности, из которых 7 млрд. грн. - по основному платежу и штрафным санкциям. Как ни странно именно списание налогового долга и стало основной причиной прибыльности некоторых предприятий, поэтому фактического прироста поступлений в бюджет они не дадут...»
«... Согласно статистике, убыточной остается деятельность 50% промышленных предприятий, 52% предприятий строительства, 55% предприятий жилищно-коммунального хозяйства . Эти уже не только не платят налог на прибыль, но постепенно проедают даже собственные оборотные средства, их платежеспособность падает, дебиторская задолженность растет. Так, с начала года она увеличилась более чем на 28 млрд. грн. Какие уж тут налоги...»
«... Происхождение еще одной «дырки» в бюджете - оффшоры...»
«... Все отрасли использовали давальческого сырья на 21 млрд. 101 млн. грн.»
«... При этом из оффшорных зон поступило давальческого сырья на 43,6 млн. дол. США.
       По этой схеме в Украину якобы с Кипра, Каймановых островов и из других тропических стран поставлялись руда, шлаки,- зола, топливо, нефть и нефтепродукты, химические волокна, нитки, шерсть, электрические машины и оборудование.
       В оффшорные же зоны экспортировано продукции на 226 млн. дол. США. И вправду подумаешь: а не подавятся ли они там, в оффшорах, в самом деле?!
      Отечественная продукция ненасытным оффшорам отпускается по минимальным ценам, которые зачастую не покрывают затрат на ее производство. О том, что выручка оттуда вряд ли вернется, упоминать излишне...»
«... по сравнению с прошлым годом в 2,6 раза увеличился экспорт на Виргинские острова, на 42% - в Сингапуре, значительно увеличился экспорт в Либерию, Гонконг.
     Объёмы импорта в Украину через оффшорные зоны тоже увеличиваются, в следствии чего сверхприбыли остаются за границей. Наиболее показательный пример: при том, что с севера и востока у соседей наших плещутся океаны нефти и газа, 79% энергоносителей импортируется в страну через оффшорные зоны...»
«... список бед и потерь вследствие недальновидности, незнания (или, наоборот, завидной, и тогда корыстной дальновидности) народных депутатов можно продолжить.»
     Последнее утверждение Аллы Ковтун, что во всех бедах виновны народные депутаты, неверно.
Вот, кстати, мнение одного из них: «... я говорил о «ручном» управлении, добавлю: к сожалению, при этом никто не думает, что далеко не все методы хороши и чем это может обернуться для экономики государства. И завтра может оказаться, что «рулить» будет нечем.» (Народный депутат В.Демёхин «Зеркало недели» №35(410), 14.09.01)
     Депутатов с таким мировоззрением в Верховной Раде большинство. Но, к сожалению, режим Кучмы сделал все, чтобы, проиграв выборы в Верховную Раду, путем запугивания и шантажа согнать в месте более 226 депутатов. Возник парадокс, когда политические силы, имеющие за собой большинство электората, стали парламентским меньшинством, а проигравшие «правят бал».
    Таким образом, кроме законодательной и исполнительной власти Кучма осуществил свою давнюю мечту - взял под контроль работу Верховной Рады Украины.
    Кто должен отвечать за результаты экономической деятельности за годы независимости, если практически вся государственная власть находилась и находится в руках одного человека?
Кучма сам заявляет, что честно исполняет обязанности Президента, несет полную ответственность, но оппозиция рвется к власти и мешает ему работать.
    Как можно честно исполнять обязанности Президента, не являясь Гарантом Конституционных прав?
Произнося клятву согласно ст.104 Конституции Украины Кучма говорил: «... урочисто присягаю на Вірнють України.  Зобов'язуюсь усіма своїми справами боронити суверінність і незалежність України, дбати про благо Вітчизни і добробут Українського народу, отстоювати права та свободи громадян, додержуватися Конституції України і Законів України, виконувати свої обов'язки в інтересах усіх співвітчизників, підносити авторитет України у світі.»
     Состоялся Народный трибунал, по результатам которого судья судебной палата по уголовным делам Апелляционного суда г.Киева Василенко Ю.А. постановил возбудить уголовное дело против гражданина Украины Кучмы Л.Д. в связи с наличием в его действиях признаков преступлений предусмотренных ст.ст. 112, 161, 163, 170,171, 191,333, 346, 364, 365 и 368 Уголовного Кодекса Украины.
     Это часть обвинений, которые ему можно предъявить как только гражданину Украины.
Как у Президенту страны на основании ст.ст. 3 и 102 Конституции Украины (Президент України є головою держави. Держава відповідає перед людиною за свою діяльність.) у Кучмы следует спросить почему он нарушил:
-     ст.5 Конституции Украины «Ніхто не може узурпувати державну владу»
-     ст.41 Конституции Украины «Ніхто не може противоправно бути позбавлений права власності»
-     ст.43 Конституции Украины «Кожен має право на працю ... на заробітну плату не нижче від визначеної законом»
-     ст.46 Конституции Украины «Пенсії, інші види соціальних виплат та допомог, що є повним джерелом існування, мають забезпечувати рівень життя, не нижче від прожиточного мінімуму, встановленого законом»
-     ст.47 Конституции Украины «Кожен має право на житло. Держава створює умови, за яких кожен громадянин матиме змогу побудувати житло, придбати його у власність або взяти в оренду»
-     ст.48 Конституции Украины «Кожен має право на достійний життєвий рівень для себе і своєї сім'ї»
-     ст.49 Конституции Украины «Кожен має право на охорону здоров'я, медичну допомогу та медичне страхування. Держава створює умови для ефекгивного і доступного для всіх громадян медичного обслуговування... медична допомога надається безплатно»
-     ст.50 Конституции Украины «Кожен має право на безпечне для жито; і здоров'я дозвілля та на відшкодування завданої порушенням свого права шкоди»
-      ст.51 Конституции Украины «Кожен має право на освіту. Громадуни мають право безоплатно здобути вищу освіту..»
-      ст.68 Конституции Украины «Кожен зобов'язаний неухильно додержуватись Конституції України та Законів України, не посягати на права і свободи, честь і гідність інших людей»
      И после этого он убежден, что честно исполняет обязанности Президента? Как можно оценить его заботу о народе хотя бы по следующему примеру:
    «Житомирские школьники учатся в рукавицах. Поскольку отопительный сезон в Житомире до сих пор не начался, учеба детей в холодных школах принимает самые неожиданные формы...» («Вечерние Вести» №163(859), от 22.10.02)
    «Военных, студентов и врачей «заморозили». Справка «Сегодня». К началу отопительного сезона (15 октября) батареи подключены только в 26% жилых домов, 64% учебных учреждений, 65% больниц и поликлиник и 58% детских садов...» («Сегодня» №237(1286), 22.10.02)
    «Последние новости. Президент Украины поручил правительству принять меры для бесперебойного обеспечения теплом жилья и объектов социальной сферы в осенне-зимний период...» («Сегодня» №236(1285), 21.10.02)
     Поручил 21 октября, в то время как отопительный сезон начался еще 15 октября!
     Теперь к вопросу, куда уходят государственные финансовые ресурсы.
Они уходят в оффшорные зоны, внебюджетные фонды, проведение выборных компаний, различные мероприятия «под патронатом Президента Украины», общенациональные праздники и праздники местного масштаба, организацию различного рода конкурсов, выставок и т.д., то есть государственный бюджет и прибыль предприятий разворовывается на всех уровнях исполнительной вертикали, являясь основным источником существования как местного чиновника так и государственного деятеля властной структуры режима Кучмы.
     Что ждет нас в 2003 году? По оценке счетной палаты - дальнейшее снижение реальных доходов государства, рост налоговой задолженности, нерешенность ряда острейших социальных проблем. 

                           В. Следнев
                                 г.Киев 25 октября 2002 года